+7 (929) 555 - 28 - 77,

+7 (925) 991 - 85 - 93

МО, Электросталь, ул.Пионерская, д.24

Автоликбез

Ни у кого, пожалуй, не вызывает сомнение предназначение системы рулевого управления автомобиля - она обеспечивает "послушание" автомобиля при изменении направления движения водителем. Соответственно, надежность этого узла напрямую влияет на безопасность движения в целом. А для того, чтобы обеспечить абсолютную исправность системы рулевого управления, любой водитель должен иметь хотя бы приблизительное представление о ее компонентах. Абстрактные слова "ремонт рулевой рейки" не будут значить для вас ничего до тех пор, пока вы на практике не столкнетесь с необходимостью им заняться. Предупреждаем сразу: ремонт реек не дешевый, а уж о замене и говорить не приходится - счет идет на сотни долларов. Поэтому лучше запастись знаниями заранее. Кто знает, может они помогут существенно сэкономить.

Итак: В большинстве своем современные автомобили оснащаются двумя типа систем рулевого управления: трапециевидные (их еще называют параллелограммные) и реечные. Параллелограммные схемы представляют собой узел из редуктора и сошки. Рулевая сошка передает усилие рулевого колеса от редуктора на рулевые тяги. Тяги, непосредственно связанные с колесами, расположены трапециевидно, поскольку передние колеса должны иметь независимый угол поворота (при входе в поворот они должны действовать обособленно и катиться по собственному радиусу). За соблюдение геометрии в этой схеме "отвечает" маятниковый рычаг. Трапециевидная система зарекомендовала себя не очень "поворотливой", но чрезвычайно выносливой и надежной и в последнее время ею могут похвастать не многие автомобили. В большинстве случаев джипы и внедорожники оснащаются именно этой рулевой системой. Естественно, ремонт рулевых реек таким "монстрам" не грозит. Но их слабое место - рулевые тяги и их геометрия. Советуем владельцам прислушиваться к звуку колес при вхождении в поворот и при малейшем постороннем скрипе проходить диагностику. Еще один верный признак нарушения геометрии - увеличение люфта руля и изменение его основного положения (колеса стоят ровно, а руль - под углом).

Данное устройство заканчивает свое существование, на легковых и грузовых автомобилях, уступая место более сложным устройствам. Полное название такого устройства - "винт-шариковая гайка-рейкасектор". Винт который приводится в движение рулевым валом, через двигающиеся по резьбе стальные шарики толкает вдоль своей оси поршень. Поршень передает усилие на зубчатый сектор вторичного вала, который двигает рулевую сошку. Но в середине 70-х годов, на легковых автомобили стали все чаще устанавливать гораздо более древний тип рулевого механизма - реечный. Подобная схема рулевого привода с шестерней на рулевом валу и зубчатой рейкой, использовалась на самых первых автомобилях в конце 19-го века! Рулевые рейки устанавливались также на автомобили BMW 30-х годов. Позже выяснилось что лучше всего для переднеприводной подвески и ее компоновки подходит рулевая рейка которая обеспечивает точность и легкость управления. По этому на современных автомобилях (в том числе классической компоновки) все чаще встречаются реечные механизмы. Рулевые редуктора с винтом и гайкой на рециркулирующих шариках, продолжают устанавливать на грузовики, пикапы и тяжелые внедорожники. Для работы системы ГУР (гидроусилитель руля) необходим гидравлический насос. Привод на роторный или аксиально-поршневой насос осуществляется ремнем от двигателя. Насос засасывает масло из бачка и нагнетает его под давлением 100-120 атм в золотник-распределитель. Распределитель отслеживает усилие на руле и дозировано помогает поворачивать колеса.

В реечных системах рулевого управления отсутствует и рычаг, и рулевой редуктор. Чувствительная рейка превосходно передает на колеса малейшие повороты руля, за счет чего автомобилям с такой системой обеспечена превосходная управляемость. К недостаткам этой схемы можно причислить "капризность" этой самой рейки. Владельцы автомобилей с реечной системой должны быть особенно внимательны на неровных дорогах - езда по ним сопряжена с увеличением зазоров в рулевых шарнирах. Если "напрягать" автомобиль таким образом, совсем скоро вам может понадобиться дорогостоящийремонт рулевой рейки, а в худшем случае - ее замена. Советуем вам прислушиваться к звукам, которые возникают при повороте руля - зачастую стук означает первое приближение необходимости ремонта рейки.

Автомобили, оборудованные обоими типами рулевых систем, оснащаются гидроусилителями. Эта система, состоящая из насоса и расположенного в корпусе редуктора исполнительного механизма, значительно облегчает управление автомобилем. Особенно это заметно во время парковки - колеса стоящего автомобиля вращаются очень легко. Гидроусилитель тоже может "подкинуть" вам проблем. Главная из них - нарушение герметичности насоса. Предвестником этой беды может стать посторонний шум из-под капота, напоминающий гул, который усиливается с каждым нажатием на акселератор. Замена насоса - удовольствие не из дешевых, но вам может повести и вы найдете мастера, который за скромные деньги поменяет протекающий сальник и подшипник. В любом случае, предупредить неисправность гораздо дешевле, чем устранять ее последствия. Прислушивайтесь к своему авто - оно вам подскажет, на что обратить внимание.